Буддийские похороны

Буддизм входит в число религий со значительным числом последователей в Российской Федерации. Адепты северной, тибето-монгольской ветви этого вероучения живут по большей части в Калмыкии, Бурятии и Забайкалье. Буддисты немалочисленны и в крупнейших российских мегаполисах.

Верующим свойственно стремление снискать благодать при жизни и после неё. Для христиан это Царствие Небесное, для исповедующих ислам – Рай с садами и прекрасными гуриями, для буддистов — Великое Освобождение, обретение нирваны. Чтобы её достичь, необходимо отсечь связи с земным воплощением. Для этого предназначены особые ритуалы, которые исполняют над телом покойного и, в дальнейшем, адресуют его душе.

Наступление смерти

Когда приближается смерть, человек испытывает страх. В это время приглашают буддийского священнослужителя, который даёт специальные наставления о том, как распознать наступление смерти и совершить переход в посмертие, оставаясь в сознании. В буддизме нет исповеди. Лама приходит для того, чтобы помочь справиться со страхом и достойно принять неизбежное.

Поза эмбриона

Телу умирающего придают удобное положение. Старинный обряд предписывает укладывание на правый бок, с согнутыми локтями и коленями, хотя теперь этому могут не уделять должного внимания. Между тем древний обычай имеет веские основания.

Удобная поза, голос ламы, читающего предписанные тексты, техники медитации и аромат воскуренных благовоний успокаивают находящегося при смерти. Он смиряется с предстоящим уделом, его дыхание замедляется, организм перестаёт функционировать и с последним вздохом сущность оставляет тело.

Традиция трёхдневного покоя

Прежде умершего оставляли неподвижным на трое суток и только потом приступали к каким-либо действиям над его телом. Так делали по следующим причинам:

  • за этот срок родственники убеждались в том, что смерть действительно наступила;

  • душа три дня пребывает вблизи тела и беспокоить её понапрасну не следует;

  • перед домом умершего в этот срок вывешивались белые ленты — знаки, по которым друзья и знакомые, идущие издалека, безошибочно находили дорогу ко входной двери, чтобы успеть на обряды прощания.

Посмертие в буддизме

В буддийской вселенной шесть лок (миров). Их населяют шесть видов существ – боги, полубоги, люди, животные, полудемоны и демоны. В соответствии с накопленной кармой, душа получает тело в одном из этих миров.

Если наработана положительная карма, душа воплощается в локе богов и полубогов, если отрицательная — в мире демонов или полудемонов. При равновесной карме сущность снова обретает человеческое тело.

Непривычные скитания в посмертных мирах заставляют человека забыть всё, что он знал в прошлом воплощении. В следующей жизни могут проявиться лишь прежние умения и склонности.

Пройдя полный цикл воплощений, сущность человека способна обрести умиротворённое спокойствие, покинуть сансару и устремиться в нирвану, где нет ни рождений, ни страданий. Чтобы этого достичь, нужно полностью отречься от неведения, гнева, привязанности и отвращения.

Срок похорон

В буддийской традиции следуют правилу похорон на третий день после смерти. Накануне погребения в обязательном порядке совершается ритуал отпевания и всенощного бдения у гроба. Отступление от традиционного срока допускается лишь в том случае, если погребение должно произойти в праздники или в дни, которые отмечены как неблагоприятные. О том, можно ли хоронить в определённый день, узнают у священнослужителя ближайшего буддийского храма.

Способ погребения

Согласно буддийским обычаям, тело умершего должно быть предано одной из пяти стихий:

Земле. Такой способ погребения привычнее для российских народов.

Воде. Проводится в приморских городах.

Огню. Кремация применяется в том числе из-за сложностей со свободными местами на кладбищах.

Воздуху. «Небесные похороны» по-прежнему проводятся в Тибете. При этом тело умершего поедают птицы-стервятники.

Дереву. Пережиток далёкого прошлого. Умершие забрасываются выкорчеванными пнями или оставляются в деревянной домовине, пока тело не разложится полностью.

Подготовка к погребению

Буддийская традиция предписывает внимательное отношение к очищению и сохранности тела до похорон.

Омовение

Тело умершего омывают горячей водой и протирают салфетками из ваты или марли, пропитанной спиртом. Приглашённый специалист проводит тампонаж естественных отверстий тела и зашивает веки.

Бальзамировать, но не вскрывать

Бальзамирование и посмертные косметические процедуры перед буддийскими похоронами встречают положительное отношение. Вскрытие тела традицией не одобряется.

Погребальные одежды

Одеяние на покойном должно быть чёрным или белым, без вышивок и рисунков. Мужчин одевают в костюм, женщин – в закрытое платье достаточной длины или халат-кимоно. На ноги надевают гетры, гамаши и тапочки из соломы, запястья обвивают молитвенными чётками. На голову повязывают белую косынку. Кошель, в который вложено шесть монет для оплаты посмертного странствия, вешают на шею.

Наоборот и наизнанку

Чтобы несчастья не постигли живых, при облачении покойного некоторые действия совершают не так, как принято в земном мире. Например, полы халата запахиваются на сторону, противоположную обычной, а носки надеваются вывернутыми наизнанку.

Положение во гроб

Гроб для буддийских похорон может быть любой формы. К материалу, из которого он изготовлен, также не предъявляется особых требований. На днище стелется белая простыня небольшого размера, в изголовье помещается подушка, затем в гроб укладывается тело в ритуальных одеждах. Руки покойного складываются в молитвенном жесте, ладонями друг к другу. Туловище укрывают плотной тканью белого или золотого цвета, на лицо набрасывают лёгкую белую ткань.

Отпевание

Чтобы отпеть умершего, ламу приглашают в дом. В храм тело покойного не вносится, так как оно представляет собой «нечистое», присутствием которого не следует осквернять святыни. По этой же причине до погребения умершего домашний алтарь прикрывают белой бумагой.

Трёхдневные молитвы

Первая молитвенная служба, на которой присутствуют исключительно домочадцы, совершатся в день смерти. Священника нередко просят о посмертном имени для покойного. Это новое имя подбирается соответственно прижизненным особенностям или характеру умершего.

На второй день, перед всенощным бдением, ответственный за похороны вечером, в шесть часов воскуряет ладан и читает молитву во славу усопшего. Родственники, совершая должный ритуал, добавляют в курильницу по щепотке ладана. По окончании службы всем её участникам подносится небольшое угощение.

В день похорон, когда гроб переносится в отдельный зал для прощания, совершается третий обряд. Для него подходит ритуальный зал морга, который нужно арендовать на время, достаточное для чтения необходимых сутр.

Черные и белые одеяния

При последнем отпевании все пришедшие проститься с умершим надевают строгие одежды без вышивок и рисунков. Члены семьи должны быть в чёрном, знакомые и коллеги – в белом. Украшения допускаются только из жемчуга.

Жертвование денег

Фотография умершего и памятные вещи располагаются на отдельном столике. В знак скорби каждый из пришедших подносит цветы, а родственникам вручает конверт с деньгами. Чем ближе человек знал покойного, тем крупнее должно быть денежное пожертвование «на похороны».

Прощание с умершим

Церемония прощания в основном происходит при последнем отпевании в доме умершего. В день захоронения на кладбище могут присутствовать только родственники-мужчины или женщины преклонного возраста.

Выразить сочувствие и поддержку можно, придя в дом умершего на следующий день после горестного события. Во время всенощного бдения домочадцы принимают тех, кто пришёл с соболезнованиями.

Похоронная церемония

Вслед за буддийским священнослужителем, прочитавшим заупокойные сутры, слово переходит к близким умершего. Они кратко рассказывают о делах покойного, вознося ему хвалу. Затем организатор церемонии читает слова соболезнования, написанные на листочках, которые уложены на столике. Он же зачитывает телеграммы от дальних родственников, которые не смогли присутствовать на похоронах.

После этого в гроб укладывают цветы и фото со столика. Так поступают и перед кремацией, и перед погребением в земле. Эта особенность ритуала делает невозможной отправку тела для захоронения на малой родине, так как при этом требуется справка о невложении в гроб посторонних предметов.

Гроб закрывают крышкой и забивают гвозди, пользуясь не молотком, а камнем. В этом участвует каждый мужчина, присутствующий на церемонии. Счастливым знаком считается гвоздь, забитый с двух ударов.

Шестеро нанятых носильщиков выносят из помещения гроб ногами вперёд и устанавливают его в катафалк, который направляется в крематорий или на кладбище. За ним следуют только члены семьи умершего. При необходимости их сопровождает лама. Старший мужчина несёт в руках памятную табличку.

Погребение

В день захоронения кладбище посещают только мужчины и женщины преклонного возраста. На месте похорон не должны появляться беременные или женщины с маленькими детьми.

Гроб опускают в землю и закапывают. После погребения присутствующие омывают руки, окуриваются ладаном или благовониями.

Кремация

Перед тем, как гроб отправится в печь крематория, приглашённый буддийский священник читает положенные сутры. Члены семьи, следуя обряду, добавляют в курильницу по щепотке ладана. Затем служители крематория выполняют свою работу. Родственники некоторое время остаются в траурном зале и вспоминают покойного добрым словом.

В Японии двое служащих перекладывают в урну сожжённые останки в особом порядке, начиная с ног и заканчивая подъязычной костью. В России при кремации прах измельчается.

Завершение похоронной церемонии

Тех, кто пришёл почтить память умершего, согласно обычаю, одаривают небольшими подарками, стоимость которых зависит от степени близости к покойному. Она составляет от четверти до половины суммы положенного пожертвования. Для презентов выбирают вещи, которые нужны в хозяйстве — например, мыло, полотенца, платки, сладости, кофейные наборы.

Знаки скорби

Несмотря на то, что буддийские практики настраивают на спокойное восприятие смерти, домочадцы проявляют и смиряют свою скорбь следующим образом:

  • Облачаются в траурные одежды и повязывают голову белой лентой.

  • Ходят с клюкой, ослабев от безутешного горя.

  • Читают сутры, которые помогают пережить потерю близкого человека.

  • Делают пожертвования в храм.

  • Воскуряют благовония.

Длительность траура

Старая традиция предписывала глубокий траур на протяжении 49 дней после смерти родственника. Однако сейчас, в силу обстоятельств, связанных с постоянной работой и учёбой, установлена следующая продолжительность траурного периода:

  • 10 дней в случае смерти супруга;

  • 7 дней, если умерли родители,

  • 5 дней по умершим детям;

  • 3 дня в случае смерти сестёр и братьев, бабушек и дедушек;

  • 1 день, если умирают внуки, тёти и дяди.

Когда минует 49 дней, снимается белая бумага, прикрывавшая домашний алтарь. В первый год вся семья умершего не справляет свадьбы, не бывает в увеселительных заведениях и не молится в храме.

Поминовение

Вплоть до 49 дня каждые седьмые сутки со дня смерти считаются поминальными. В эти дни домой приглашают священника, читающего молитвы. Поминки приходятся на седьмой и сорок девятый день. В 14-й, 21-й, 28-й, 35-й и 42-й день умершего поминают в узком семейном кругу. Семидневные периоды связаны с тем, что душе в загробном мире уготовано семь испытаний. Их преодоление способствует благоприятному перерождению.

В случае кремации урна должна находиться в доме до 49-го дня, после которого происходит её захоронение.

Имя умершего наносится на ритуальную табличку. Её устанавливают при домашнем алтаре, чтобы потомки помнили о предках, ушедших из жизни.

Особыми датами считаются 1-я, 2-я, 6-я, 12-я, 16-я, 22-я, 26-я, 32-я и 49-я годовщина смерти. В первую и вторую годовщину приглашают священнослужителя, остальные проводят в кругу семьи. Если на один год приходится два поминовения и более, их объединяют.

Перевоплощение по прошествии 49 лет

Когда минует 49 лет после смерти, принято считать, что сущность обрела воплощение в ином теле. В это время табличку с именем умершего переносят в семейный храм и перестают справлять поминки.

Общие поминальные дни

Поминовение умерших родственников у буддистов, как и у последователей других религий, происходит по определённым дням. В это время в храмах проводятся особые службы. Потерявшие близких посещают могилы и возносят молитвы.

О-бон. 13–16 августа, в праздник Бон, души умерших приходят погостить в те дома, где они обитали прежде. Для них готовят угощения, любимые при жизни. В первую годовщину смерти снаружи дома вывешивают белые ленты или фонарики, чтобы душе было легче найти дорогу к родным. Вечером последнего дня зажигают огни, провожая душу в загробный мир.

О-хиган. Недели весеннего и осеннего равноденствия посвящаются уборке и благоустройству могил и кладбищ.

Буддийское надгробие

Буддийское отношение к смерти — это простота и спокойствие. В соответствии с этим посылом оформляется место захоронения буддиста-мирянина: прямоугольная плита с высеченными на ней именем и датами жизни умершего и небольшая площадка перед надгробием, на которой во время визитов на кладбище воскуряют благовония и возлагают цветы. Цветы также высаживают у могилы.

Захоронения с особыми могильными камнями, строго ориентированные по частям света и снабжённые шестом с молитвами, отмечают места упокоения почитаемых буддийских священнослужителей.

Отношение к самоубийцам

Строго обозначенного отношения к людям, наложившим на себя руки, в буддизме нет. Если решение оборвать свою жизнь было принято в гневе или исступлении, оно определённо порицается. Настоятель дацана Гунзэчойнэй (г. Санкт-Петербург) Буда Бадмаев считает самоубийство высшей степенью эгоизма, при которой несогласный с тем, как устроена жизнь, своим уходом пытается укорить всё мироздание.

Вместе с тем, героические действия, граничащие с самоубийством, почитаются. Пожарный, который спас детей ценой своей жизни, или работник правоохранительных органов, погибший при исполнении своего долга, достойны доброй и долгой памяти.

Отношение к отступникам

Буддизм — не монотеистическая религия. Поэтому понятия отступничества в этой конфессии нет. Допускается вера в нескольких Богов. От количества верований дальнейшее воплощение души не зависит. На него влияют только деяния при жизни.

Обряд захоронения выбирают, учитывая прижизненное волеизъявление человека. Если оно отсутствует, решение принимают близкие родственники и уточняют у священнослужителей соответствующего храма, можно ли провести выбранный обряд.

Смотрите также

Похоронное агентство Сервис-Ритуал окажет вам помощь в организации похорон близкого вам человека. Обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону круглосуточной горячей линии:
8 (495) 265-01-01

Заказать звонок