Похоронный обряд в православной традиции

В православии похороны предваряются особой подготовкой, во время погребения также выполняются определённые правила, а затем умершего поминают согласно каноническим установлениям Русской Православной церкви. 

Христиане верят, что за смертью последует воскресение к вечной жизни в нетленном теле. Потому смерть уподобляется сну («успению»), а умершего называют усопшим (уснувшим) или покойным (покоящимся после мирской суеты и земных забот). Тело пребывает в покое, душа встречается с Богом, но в день воскресения мёртвых тело и душа вновь соединятся, поэтому особенно важно достойно захоронить тело умершего.

Традиции и обычаи при православных похоронах

Поскольку телу покойного предстоит вновь стать вместилищем бессмертной души, при православных похоронах обязательно соблюдение определённых правил, связанных с очищением, использованием обрядовых предметов, ритуальными действиями и вознесением особых молитв.

Православные таинства перед кончиной

Для находящихся при смерти священнослужитель совершает таинства исповеди (отпуская осознанные грехи), причащения и соборования (во отпущение грехов забытых).

При тяжёлой мучительной болезни со смертельным исходом священник читает канон на отход души от тела, чтобы избавить больного от невыносимых страданий.

Традиционная последовательность православных похорон

  • Омовение тела, которое физически и символически очищает плотский сосуд бессмертной души.

  • Облачение — на этой стадии обязательны чистые одежды, нательный крест, белый погребальный покров (саван), венчик на лоб.

  • Положение во гроб — глаза покойного должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены накрест. В них влагают икону (крест) и листок с текстом разрешительной молитвы. Гроб располагается головой к иконам, усопший окропляется святой водой.

  • Панихида — свод заупокойных молитв по усопшему. Чтение начинается, когда облачённое тело полагается на стол и продолжается в храме до выноса тела. Если умерший пребывает дома или в морге, заупокойные молитвы вблизи тела читают родственники или заказывается чтение Псалтири в церкви.

  • Заупокойная лития — читается перед тем, как тело будет вынесено.

  • Отпевание в храме заканчивается заупокойной литией. Очное отпевание в траурном зале или дома длится около часа. Если тело кремировано или отсутствует, служится заочное отпевание, которое может совершаться в любое время после смерти.

  • Погребение происходит на третий день после кончины. Если на похоронах присутствует священнослужитель, он читает краткую литию и осыпает саван покойного землёй. Затем гроб закрывается крышкой, опускается в могилу, священник поливает его елеем, посыпает пеплом, пшеничными зёрнами и землёй. Пришедшие проститься с усопшим бросают в могилу горсти земли. Если священнослужитель не присутствует на похоронах, в церкви провожающим дают землю, которую сыплют в гроб перед тем, как его закрыть. Во главе могилы устанавливают восьмиконечный православный крест.

Поминовение усопшего

За погребением следуют поминки, которые проводят трижды:

  • В день похорон (на третий день после кончины, в память о воскресении Христа на третий день после смерти на кресте). Сразу после захоронения провожавшие покойного в последний путь и те, кто не смог присутствовать на погребении, приглашаются на поминальный обед. Перед его началом родственник усопшего, стоя перед образами с зажжённой лампадой, читает 17-ю кафизму Псалтири, затем присутствующие произносят молитву «Отче наш». Перед трапезой все осеняют себя крестным знамением. В меню поминального обеда обязательно присутствует кутья — освящённая в храме во время панихиды каша из цельного рисового или пшеничного зерна с изюмом и мёдом, блины, сыта (вода с мёдом) и кисель. За трапезой, постной в дни поста и скоромной в мясоед, все говорят об усопшем, вспоминая его добрые дела. Считается, что душа умершего на третий день окончательно покидает земные пределы.

  • На девятый день после смерти (девятины) прославляются девять чинов ангельских, которые испрашивают милость Господню для души почившего. В этот поминальный день заказывают панихиду. На трапезу приглашаются близкие усопшего. С девятого до сорокового дня после смерти душа покойного постигает муки ада и сознаёт совершённые в земной жизни грехи.

  • На сороковой день после смерти (сороковины) восславляется Вознесение Христа, свершившееся в этот срок. Сороковины справляются, чтобы загладить грешные дела усопшего. В этот день посмертная участь его души окончательно решается.

На третий, девятый и сороковой день после кончины по усопшему заказывают поминальные служения: литию, панихиду, обедню либо просто молятся в храме.

После сорокового дня умерший поминается в день рождения, день смерти и день именин. В годовщину смерти заказывается годовое или разовое поминовение.

Кремация и православие

Поскольку тело после грядущего воскресения должно стать нетленным, традиционный православный обычай обязывал не сжигать умерших, разрушая их тела, а хоронить в земле, подобно зерну, которое в назначенный час пробудится и взойдёт. Однако при особых обстоятельствах православная церковь допускает кремацию. Она проводится по благословению священника, которому следует описать, в силу каких причин невозможно традиционное погребение Отпевание после кремации проводится заочно, сокращённым чином. В храм урну с прахом не приносят.

Организация православных похорон с содействием Ritual-service.su

Ritual-service.su — компания, которая поможет провести православные похороны с отпеванием и поминовением в храмах и церквях столицы и области. Наш телефон — 8 (495) 265-01-01. Линия связи доступна в любое время суток. Консультация опытных профессионалов предоставляется бесплатно.

Смотрите также

Похоронное агентство Сервис-Ритуал окажет вам помощь в организации похорон близкого вам человека. Обращайтесь за бесплатной консультацией по телефону круглосуточной горячей линии:
8 (495) 265-01-01

Заказать звонок